ГлавнаяНовостиИнформацияНаселенные пунктыТуризм ФотогаллереиГостевая книгаСсылки

Меню навигации:

 

________________________________________________________________________

Церкви

Ансамбль церкви Вознесения Господня и Никольского собора

Архитектурный ансамбль
Дата постройки: Между 1731 и 1863.
Архитектор: .
Адрес: 155665, Ивановская обл., Верхнеландеховский р-н, п. Верхний Ландех, Никольский приход.
Проезд: В центре поселка Верхний Ландех

Ансамбль церкви Вознесения Господня и Никольского собораХрам Вознесения Господа Бога и Cпаса нашего Иисуса Христа (Вознесенская церковь) построен в 1731 г. на средства крестьянина Льва Прокопьевича Наумова.
Церковь имела два престола: Вознесенской Божьей Матери (холодный придел), Трёх святителей – Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова (тёплый придел).
Свято-Никольский собор (Никольский храм) построен в 1863 г. Имел три престола: в честь Николая Чудотворца, Святого князя Владимира, Святого Александра Невского – в память освобождения крестьян.
В состав ансамбля входил храм Ильи Пророка (Ильинская церковь), построенный в 1790 г. Не сохранился.

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, 1-я треть 18-3-я четв. 19 в.
Расположен на обширной торговой площади села. Зимняя церковь Вознесения, первоначально завершенная пятью главами (четыре из них разобраны в 1975 г.), возведена в 1731 г. на средства крестьянина Л.П. Наумова. В 1-й пол. 19 в. была расширена ее трапезная и пристроена колокольня с западным притвором. В 1863 г. к югу от зимней церкви, на месте сгоревшего в 1845 г. дере¬вянного храма была сооружена крупная летняя церковь Николая. Оба храма кирпичные, Вознесенский побелен по обмазке, Никольский оштукатурен. К северо-западу от храма Вознесения сохранился одноэтажный кирпичный дом священника кон. 19 в., декорированный кирпичными тягами и плоскими нишами. Своеобразный храмовый комплекс, соединивший разные по стилю, но обладающие выразительной архитектурой сооружения, господствующие в застройке села.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 66

 

Церковь Петра и Павла

Церковь
Дата постройки: 1887.
Архитектор: .
Адрес: .
Проезд: В п. Верхний Ландех при кладбище, на выезде в сторону Пучежа.


Церковь Петра и ПавлаСооружена в кон. 19 в. на месте одноименной деревянной (1789); стены кирпичные, оштукатуренные цементным раствором. Скромный сельский храм, в архитектуре которого объемно-пространственное решение в духе позднего классицизма сочетается с элементами русского стиля. Полукруглая одноярусная апсида, двусветный бесстолпный куб основного объема, равная ему по ширине прямоугольная трапезная (одной высоты с апсидой) и квадратная в основании трехъярусная колокольня "нанизаны" на одну ось и связаны единой линией карниза, венчающего апсиду, трапезную и нижние ярусы колокольни и храма. Храм покрыт четырехскатной железной кровлей, в основание которой с каждой стороны врезан полуциркульный фронтон с килевидным обрамлением. Над кровлей на световом барабане возвышается луковичная глава. Мотив полукружия в килевидном обрамлении повторен в арках верхнего яруса колокольни. Она перекрыта деревянным, обитым жестью шатром со слухами на гранях и луковичной главкой в завершении. Декор фасадов включает также квадратные нишки-ширинки - двухслойные и однослойные, с равноконечными рельефными крестами.
Из паперти под колокольней высокий проем ведет в трапезную, перекрытую цилиндрическим сводом. Трапезная объединена с храмом широкой аркой. Три невысокие арки ведут в апсиду. Березин, Добронравов, 1898, с. 476.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 69

Церковь Николая Чудотворца

Церковь
Дата постройки: 1863.
Архитектор: .
Адрес: .
Проезд: В центре п. Верхний Ландех

Церковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая Чудотворца. Характерная для сер. 19 в. культовая постройка в русско-византийском стиле, близком кругу работ К. Тона. Крупный пятиглавый храм соборного типа, шестистолпный и трехапсидный, отличается массивностью форм. Основной двусветный объем с позакомарным покрытием и возвышающимися на четырехгранном основании барабанами (боковые деревянные - глухие восьмигранные; крупный центральный - световой, цилиндрический) с луковичными гранеными главами. Мощные полукруглые апсиды и позакомарно крытая паперть с небольшим притвором западного входа придают зданию продольную ориентацию. Большие пилястры с филенками членят боковые и западный фасады основного объема на три прясла с широкими закомарами, имеющими килевидное подвышение на внешнем контуре. Более крупные средние прясла, выступающие в виде слабых ризалитов, выделены лепными розетками в кругах над порталами и тройными окнами второго света (боковые проемы - ложные). Большие арочные окна (в нижнем ярусе парные)" заключены в наличники с многоступенчатыми пилястрами и клинчатыми архивольтами. Аналогичные по форме и декору окна (также частью ложные) - на боковых стенах паперти, апсидах и центральном барабане. Оригинальны лепные фигурные картуши в верхней части апсид и меандр во фризе антаблемента притвора, апсид и пилястр. Центральный барабан украшен аркатурой.
Внутри шесть столбов с подпружными арками делят интерьер на три нефа. Над средокрестием на парусах возвышается барабан с куполом. Рукава креста и паперть перекрыты коробовыми сводами, угловые ячейки - крестовыми, апсиды — конхами. Углы столбов, края откосов окон и основание барабана отмечены лепными профилями. На стенах сохранились небольшие фрагменты масляных росписей.

Березин, Добронравов, 1898, с. 474—476.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 67-68

Церковь Вознесения Господня

Церковь
Дата постройки: Между 1731 и 1850.
Архитектор: .
Адрес: .
Проезд: в центре п. Верхний Ландех

Церковь ВознесенияЦерковь Вознесения. Памятник в своей первоначальной основе (восьмерик на четверике) продолжает традиции нарышкинского барокко; выразительность этой композиции усиливается трехъярусной колокольней со шпилем в оригинально трактованных формах раннего классицизма. Высокий и стройный четвериковый ярус храма с пониженной полукруглой апсидой - двусветный. Крупные проемы размещены не только по двум осям боковых фасадов, но и с запада, над кровлей трапезной. Восьмерик, завершавшийся первоначально пятиглавием с барабанами над диагональными гранями, имеет небольшие окна по сторонам света. Детали убранства - карнизы с городками, угловые лопатки, обрамления окон с заглубленными рамками, колонки и килевидные очелья - свидетельствуют об устойчивости допетровских форм в местном зодчестве. В то же время фронтоны ти¬па "петушиный гребень" на окнах восьмерика и своеобразный поясок из мелких ромбов в основании его карниза указывают на влияние нарышкинского барокко. Нижний ярус колокольни декорирован лишь огибающими углы лопатками и фронтонами; верхние (оба открытые, арочные) оформлены колонными портиками и вписанными в них филенчатыми обрамлениями с замковыми камнями арок звона. Особенностью убранства здесь являются вертикальные желобки на постаментах-основаниях ярусов и тесанные из кирпича мелкие волюты капителей. Выпуклая кровля колокольни с люкарнами во фронтонах увенчана четырехгранным фонариком с высоким шпилем.
Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом с тромпами в основании, трапезная и переход к колокольне - коробовыми, а нижний ярус колокольни - крестовым сводом.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 66

 

Никольская Церковь д.Чихачево

 

Никольская Церковь д.ЧихачевоЦерковь построена на средства прихожан в 1813 г. и располагается за деревней в небольшой роще на кладбище. В 1856 г. у сооружения была расширена трапезная и добавлены два придела.

Церковь кирпичная, бесстолпная, совмещенная летняя и зимняя, одноапсидная одноглавая. Планировочная структура - четырехчастная осевая симметричная. Храм трехпрестольный: центральный - Никольский, левый - Григорьевский, правый - в честь Димитрия Солунского.

Перекрытие трапезной опирается на четыре арки. По ним идет широкий цилиндрический свод, располагающийся перпендикулярно относительно центральной оси церкви. Крайние нефы покрыты продольными цилиндрическими сводами, опирающимися на наружную стену. Сам храм покрыт высоким сомкнутым сводом, опирающимся на наружные стены.

Стены в интерьере покрыты штукатуркой, по которой нанесена масляная живопись. Снаружи они побелены по кирпичу. Кровля по деревянным стропилам, металлическая. Размер кирпича - 24х11х7 см.

Объемно-пространственная композиция церкви представляет собой две вертикали - колокольня и храм, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Колокольня квадратная в плане, трехъярусная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой. Рядом с церковью находится одноэтажный кирпичный дом священника с четырехскатной кровлей, покрытой железом.

Декоративное убранство фасадов обычное: на углах плоские пилястры, карниз сложный многополочный, окна оформлены плоскими профилированными наличниками, членение ярусов колокольни сильно провилировано и сложное, стены несут рельефные медальоны.

Полы в трапезной и храме выложены металлическими плитами. В дверях металлический кованый замок с завитками.

* * *

Настенная живопись, представляющая историко-художественный интерес, сохранилась только в своде четверика храма, в алтаре и на западном склоне арки трапезной. Она выполнена неизвестными мастерами в технике масляной живописи по известковому грунту предположительно в конце XIX в.

Четыре лотка свода четверика занимает неразграненая композиция: на восточном лотке написана Новозаветная Троица в окружении херувимов и ангелов (очевидно, один из поздних вариантов композиции "Херувимская песнь"), на трех других представлены архангелы с их атрибутами и символами (композиция "Деяния и служения архангелов"). В алтаре сохранилась композиция ?Жертвоприношение Авраама", а в трапезной - "Ангел, записывающий имена входящих". Сохранность живописи, особенно в своде, довольно слабая. Кроме утрат следует отметить пожухлость красок и шелушение.

Стиль росписи - провинциальный вариант церковно-академической манеры второй половины XIX в. Спокойные статичные композиции, довольно уверенный рисунок, приглушенные неяркие краски выдержаны в холодных тонах. Исполнение вполне грамотное, хотя и не поднимается выше среднего уровня.

Живопись на стенах четверика храма самым грубым образом подновлена каким-то маляром в 1973 г. и представляет интерес лишь как пример порчи памятника монументальной живописи.

Очень бедное убранство сельского храма дополняется тянутыми штукатурным карнизом в основании свода четверика, хрустальной люстрой-паникадилом XIX в. и трехъярусным деревянным иконостасом. Последний, вероятно, сохранил свою первоначальную каркасную конструкцию и некоторую часть деталей убранства - накладная резьба, колонны. Однако, он, несомненно, был основательно переработан в недавнее время и сейчас является сборным. Достаточно сказать, что не выдержано содержание двух верхних чинов иконостаса, а иконы праздничного чина значительно меньше по величине предназначенных для них рам. В целом, иконостас выдержан в обедненных позднеампирных формах: каждый из ярусов обработан рядом колонн, а центральная часть выделена портиком. Иконы поздние, некоторые в плохом техническом состоянии, а южные и северные врата расписаны той же рукой, что и стены четверика. Фон иконостаса выкрашен в темно-вишневый цвет, фусты колонн - серебрянкой, резные детали - бронзированы.

* * *

Церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на гос. учет в 1970 г. Она никогда не закрывалась, поэтому ее состояние в настоящее время очень хорошее. Последний крупный ремонт с элементами реставрации здесь проводился в первой половине 1980-х гг. Тогда на памятнике была полностью заменено все покрытие кровли и главок, а последние еще и укреплены.

По материалам Гнедовского С.,1970 г. и Шередеги В.,1975г.

Фото Каменева Н.В.,1975 г.

 

 

 

 

 
Неофициальный сайт Вехнего Ландеха ©
Автор: Сергеев Алексей
E-mail: zzz3z@rambler.ru

  Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Используются технологии uCoz